«Аквариум сожжет свою мумию на юбилейном костре»

25 ИЮНЯ: 25-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ В «ЮБИЛЕЙНОМ»

25 июня во Дворце спорта «Юбилейный» группа «Аквариум», вновь собравшись в исконном составе, отметит эксклюзивным концертом свое 25-летие.
Как сообщила директор студии Триарий» Анна Черниговская, предполагалась несколько иная модель: в Москве и Петербурге должны были состояться бесплатные концерты в центре обоих городов на открытой площадке. Но, к сожалению, в последнюю минуту могущественные партнеры группы без объяснения причин отказались от данной идеи, чем поставили проект под угрозу срыва.
Что ж, теперь «Аквариум» первого созыва сыграет 21 июня в Москве, во Дворце спорта «Лужники», а через четыре дня — в Петербурге. Цена всех билетов в «Юбилейный» — 30 тысяч — для такого рода концертов может вполне называться символической.
Оба ностальгических концерта организованы компанией «Сайленс Про» и студией «Триарий».
— Идея бесплатного концерта растворилась в воздухе. Но, может быть, это и к лучшему, потому что, как мы не связывались со спонсорами, так, получается, мы с ними и не связываемся, — сказал Борис Гребенщиков.
— Кому вообще принадлежит идея объединения старого «Аквариума»?
… БГ со товарищи лишь простерли руки к небу. Это — сверху…

КТО ТРЯХНЕТ СТАРИНОЙ?

— Мы собрались, чтобы сыграть два концерта на собственной мумии и уничтожить ее до конца, — улыбнулся БГ.
На первую репетицию пришли, кроме БГ, Александр Ляпин — гитара, Всеволод Гаккель — виолончель, бэк-вокал, Андрей-Дюша Романов — флейта, различные инструменты, бэк-вокал, Михаил файнштейн-Васильев — бас-гитара и перкуссия, Анатолий-Джордж Гуницкий — один из первых музыкантов «Аквариума».
— Кроме того, на барабанах будет играть Женя Губерман, который сейчас проживает в Голландии, но ради этого проекта прилетает в Россию. Это наш самый «прочный» барабанщик…
— А самый «прочный» басист?
— Саша Титов, к сожалению, находится в «плену» у британской королевы и выехать из города Лондона не может.
— Не выездной он, — пошутил Дюша. (Для непосвященных: Титов некоторое время назад принял удивившее даже его друзей и близких решение — попросил убежище в Англии и теперь, уже в течение довольно длительного. времени, ждет решения своей участи от британских властей).
— С нами будет играть теперешний басист «Аквариума» Володя Кудрявцев. Обсуждается участие еще ряда людей, входивших во все славные старые составы «Аквариума», но пока непонятно, что за репертуар мы будем играть. Скорей всего, это выяснится прямо на концертах…
— Среди участников старого «Аквариума» есть люди, активно музицирующие на высоком уровне и, прямо скажем, нынче не очень востребованные…
— Завязавших с музыкой среди нас нет…

…А ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ПИВБАРА?

— 25-летие «Аквариума» датируется каким-то днем конкретно?
— Мы с Джорджем приблизительно в двадцатых числах июня семьдесят второго года встретились в шесть часов вечера на улице Типанова.между улицей Ленсовета и проспектом Гагарина. Примерно в четырех скамейках от Типанова. Мы ходили между четвертой и шестой скамейкой и обсуждали необходимость немедленного создания собственной группы, которая, собственно, будет заниматься тем, что петь на русском языке то, что до сих пор пелось на английском. Это и считается пунктом основания…
— А вообще, с юбилеями надо бы разобраться. Я когда ехал сюда, то четко понял, что очень скоро у меня будет персональный юбилей — тридцать лет, как я впервые выпил с Гребенщиковым… — сказал Дюша.
— Когда?!
— Было это в шестьдесят девятом году.
— Да ты не пил тогда вообще! — усомнился Джордж.
— Пил, пил, — заверил собравшихся Дюша. — Пионерский лагерь вспомни!
— А когда у группы появилось название?
— Через два дня…
— Сакраментальный, но уместный в юбилей вопрос: почему «Аквариум»?
— Это вопрос все-таки из разряда: о чем ваши песни, почему ваша группа называется «Аквариум», почему в продаже нет животного масла?.. На эти вопросы даже пророк Моисей не может отвечать, — сказал БГ.
— И тем не менее, есть такое неполное объяснение, — сказал Джордж. — Дело в том, что в те самые числа мы с тобой, Борис, ехали в район метро «Елизаровская», где жил некий музыкант; с которым ты тогда ездил на юг. И вот мы проезжаем по Будапештской улице мимо пивбара «Аквариум»…
— У меня было такое ощущение, что это название появилось где-то на мосту, — вспомнил БГ.
— Появилось-то, может быть, и там, но толчок пошел от того пивбара «Аквариум», в котором мы с тобой, собственно, никогда не были…

ПИКНИЧОК С БГ И КОМПАНИЕЙ

— Отдаете ли вы себе отчет, что нынче модно воссоединяться в старых составах, отмечать юбилеи? Этим занимаются ну все подряд, а «Аквариум», вроде, никогда не был «как все»…
— Этот состав собирается только на два концерта — без каких- либо перспектив «чесать дальше». За два концерта как раз успеем получить все удовольствие…
— И успеем не испортить это удовольствие, — пошутил Дюша.
— Успеем получить удовольствие и, уничтожив свою мумию, спокойно двигаться дальше, — настойчиво повторил БГ.
— Ну а что в этом плохого, если бы старый «Аквариум» пожил бы немножко?!
— Мы сознательно выбираем только те вещи, которые не игрались за последние десять-пятнадцать лет, именно для того, чтобы их всего дважды сыграть. А некоторые, может быть, даже по одному разу. И на этом закончить, — сказал БГ. — У меня такое ощущение, что сегодня нужно играть музыку, которую нужно играть сегодня, а не пятнадцати-двадцатилетней давности, даже если это хорошие песни. Вернуться в прошлое всегда успеем. Слава Богу, у Дюшки сегодня есть свои проекты, у Шуры — свои, и Севка играет…
Мы объединяемся наподобие дачников для пикника.
— Абсолютно точно, — согласился Дюша.
— Можете представить, что это такое. Мы выезжаем, играем, получаем удовольствие, выпиваем и уезжаем. Все!

БАНКЕТ В СЕРДЦЕ

— Кстати, насчет — «выпиваем»… Известно, что поп- звезды после юбилейных шоу бронируют лучшие рестораны…
— Это не наш стиль, к счастью. Мы потратим заработанные деньги на другое…
— Неужели вообще никаких банкетов не будет?
— Не-а. Банкеты вот здесь сидят (БГ провел рукой по шее). И вообще, у нас банкет — в сердце!

НЕУЖАСНЫЙ ЮБИЛЕЙ

— Сколько продлится юбилейный концерт?
— Одному Господу известно. Предполагаем — где-то часа полтора.
— Нынче модно петь в юбилеи по пять часов…
— Такого ужаса вы не дождетесь. Мы все-таки гуманны.
— Почему? — возразил кто-то из музыкантов. — Один Ляпин может полтора часа играть… Так что Сашу оставим потом на сцене…

«ГИПЕРБОРЕЯ»-97

— Борис, только что увидел свет новый альбом «Гиперборея» нынешнего «Аквариума» (диск записан Гребенщиковым — гитара, вокал; Олегом Сакмаровым — флейта, кларнет, гобой, клавишные, саксофон; Алексеем Зубаревым — гитара, фортепиано, виолончель; Андреем Суротдиновым — скрипка, альт, клавесин; Владимиром Кудрявцевым — контрабас, бас-гитара; Юрием Николаевым — барабаны, перкуссия; Олегом Гончаровым — обработка; а также «объединенным хором имени летающего бронзового зверя»)… Что вы можете сказать о новом «аквариумовском» детище?
— «Гиперборея» тоже является альбомом, завершающим двадцать пять лет, потому что там записаны несколько вещей, которые мы написали лет двадцать назад. Вот так мы завершаем первое двадцатипятилетие, — улыбнулся БГ.
— Что еще нового происходит в аудио у «Аквариума»?
— Вышел альбом русско-абиссинского оркестра, который тоже «Аквариум», хотя поет не то, что вы привыкли слушать. Вышла «Хрестоматия» (собрание самых популярных песен «Аквариума» за восьмидесятые годы) и переиздан диск «Radio Silence». Альбом «Гиперборея» не только завершает наши двадцать пять. Он еще и абсолютно не похож на то, чем мы занимались последние шесть лет. В Москве, по крайней мере на радио, реакция на него была довольно сильная…
— Где был записан новый диск?
— В Петербурге — на студиях «Мелодия» и «Добролет».
— Но предыдущие альбомы вы записывали в Англии…
— Те эксперименты, что мы хотели на сей раз поставить, на Западе нам сделать не под силу…
— Дорого?
— Слишком они громоздкие…
— Вообще, биография «Аквариума» всегда была полна элементами абсурда, и любопытно: вот вышла «Гиперборея», завершая двадцать пять лет, но осенью этого года должен выйти на компакт-дисках самый первый альбом наш — «Искушение». Совсем древний альбом, который писался на любительский магнитофон. Тем не менее, сейчас эта пленка нашлась, ее «почистят», и — в добрый путь… — сказал Джордж.

«100 000 НАС НЕ ОБОГАТИЛИ»

— А какова вообще ситуация с аудиозаписями «Аквариума»?
— Всего на рынке существует около тридцати компактов «Аквариума» и БГ сольно, — сказала директор студии «Триарий» Анна Черниговская. — По общей оценке, «Аквариум» сейчас — самая стабильно продаваемая группа. Совокупный тираж «Аквариума» по разным проектам составляет более ста тысяч дисков в год. Это рекордная цифра, причем тиражи растут, хотя все старые релизы выходят без какой-либо помпы, без особого промоушна…
— Цифра 100000 компактов многими специалистами считается mnbni точкой отсчета. Существует мнение, что, выпуская альбомы такими тиражами, можно музыкантам наконец-то зажить припеваючи…
— Кто-то, может быть, и живет, но я этих людей пока не видел, — сказал БГ.

ЧТО ТАНЦУЕТ БОРИС БОРИСЫЧ?

У БГ было весьма своеобразное настроение, и на некоторые мои вопросы он давал довольно односложные ответы, которые, тем не менее, представляют интерес, как и все, что когда-либо было спето, написано, сказано Борисом Борисовичем.
После представления музыкантов старого «Аквариума» и идеи юбилейного проекта БГ пошутил:
— Официальная часть кончена. Теперь — дискотека…
— Какие Ваши любимые танцы? — поддержал я шутливый разговор.
— Современные. Которые не имеют названия. Например, композиция №16…
— Чем интересуются Ваши дети, являются ли они «аквариумоманами»?
— Про своих детей под пыткой ничего не скажу. Я обязан защищать их личную жизнь, — сказал БГ.
— Чем Вы будете заниматься летом?
— Не скажу. Точно — поеду в деревню.

Михаил Садчиков