Ничто не предвещало вечернего концерта. Разве что афиши с изображением Бориса в невероятном цилиндре и в темных очках, да плотно набитые маршрутки под номером 107. Ещё в четыре часа дня, подходя к «Старому Дому» за билетами, были услышаны звуки «Зимней Розы» — как раз тот момент, где Борис очень трогательно мычит. Саундчек, или репетиция, шли полным ходом. Следующей песней была «Феечка», а затем подошел охранник и сообщил, что нефиг торчать у входа и слушать на халяву музыку.
Концерт начался ровно в 20:00, как и было обещано. Под звуки «Yellow Submarine In Pepperland» народ очень собранно, в ожидании чего-то особенного повалил в зал. Клуб был полон, и люди равномерно распределялись как в так называемые VIP-зоны, так и на танцпол. Все шли закупать пиво. Или минеральную воду. Или просто сидели и ждали начала.
А началось всё с «Сидя На Красивом Холме». Исполнено было очень красиво, аранжировка – точь-в-точь как на «Дне Серебра», присутствовал также и завораживающий проигрыш на духовых инструментах.
Следующей была «Я — Змея». Очень мощный хард-блюз, с каждым годом становящийся все более интересным. Первые аккорды впечатляют. Борис отчаянно кривляется, пытаясь изобразить нечто среднее между Питом Тауншендом и Миком Джеггером (размахивания руками и поворачивание спиной к залу явно позаимствованы у этих персонажей).
«Северный Цвет». Ощущение магическое. Тишина, все вслушиваются в музыку – и, конечно же, в слова. Песня ничуть не теряет своего очарования без дудука, и в то же время очень хорошо связывает «Детей Декабря» и «День Серебра» с «Песнями Рыбака» и «Сестрой Хаос».
«Брат Никотин» начинается со вступления на соло-гитаре, от которого трясется пол «Старого Дома» и близлежащих зданий. На картинке позади Бориса проецируется нечто вроде головы, которая потом благополучно распадается на мелкие кусочки. Впечатляет. Пожалуй, звучит не менее внушительно, чем «Рок-н-ролл Мертв».
Затем – «Брод». Немного странно то, что песня написана всего год-два назад, а слушается так, будто знаешь её много больше. Сейчас она воспринимается как некий гимн, хотя её восприятие немного подпорчено частой трансляции в эфире радиостанций.
«Морской Конек» — очень удачное вступление. Борис старательно делает вид, что медитирует. Боря Рубекин наигрывает очень изящные индийские мелодии. Про «Колю, который просил передать привет» Борис прошептал чуть слышно и немного трогательно, чем, опять же, вызвал восхищение – или улыбку – у каждого.
Были и полные энергии и драйва «Послезавтра», «Диагностика Кармы» и «Пабло». Последняя была особенно тепло встречена публикой. Может быть, из-за строчек «Кроме выпить, больше нечего делать», а может быть, из-за тех самых good vibrations, что были явно ощутимы.
«Феечку» с первых аккордов узнать сложно. Играется на одном дыхании, чувство ритма превосходное. Концертная версия немного напоминает старый добрый «Вавилон».
В «Человеке из Кемерова» преобладает блюзовое настроение. Слушается приятно, и снова песня расходится на цитаты; зал подпевает: «Звонили из Киева, звонили из Катманду». Впечатление очень положительное.
«Терапевт» тоже подходит под подобные определения, хотя по своему духу эта песня скорее ближе к романсам «Древняя Кровь», чем к «Сестре Хаос» и, тем более, к «Песням Рыбака».
В общем, все песни из последнего альбома воспринимаются как одно целое. Звучание песен отличается от альбомного настолько, насколько это можно себе представить – оно более резкое, живое – возможно, из-за общения с залом. Помещение очень маленькое, весь Аквариум хорошо просматривается с любой его точки, и очень приятно ощущение, что Борис совсем рядом. Такого ощущения никогда не возникнет на стадионе или даже в огромном клубе.
Еднственная вещь, на которой клонило в сон после таких бодрых номеров типа «Брат Никотин» или «Пабло», это «Туман над Янцзы». Интересная поначалу, к середине немного затихает. Народ требует кричит, требуя «Растаманов». При строчках «Кто весел, тот стар, а кто мрачен — тот юн» понимаешь, что при таком раскладе вполне возможно, что весь «Старый Дом» сегодня наполнен стариками. Как на сцене, так и в зале. Народ очень радостно отреагировал на «И все хотят знать, так о чем я пою», радостно крича, подпевая и, конечно же, посвистывая.
«Зимняя Роза» — особенно красивая вещь. По-моему, во время её исполнения Борис решил переставить микрофон поудобнее, и из-за этого начал второй куплет чуть позже, вследствие чего остальные музыканты немного растерялись, но не сбились-таки, и песня была исполнена замечательно – как, впрочем, остальные на этом концерте. И опять же, студийное исполнение не идет ни в какое сравнение с концертным, настолько последнее интереснее и богаче звучит. Борис, к тому же, меняет строки припева каждый куплет: «Если б мир был старше…» на «Если б мир был чище, если б мир был мудрее в тысячи раз».
На финал исполнена «Желтая Луна», в народе также известная как «USB». После стольких мощных песен она не слишком хорошо воспринимается, но и в ней есть своя некая перелесть. Потеренная на пластинке «ПР».
Затем – бис. Исполнены «Навигатор» и «Гарсон №2». Раньше было трудно представить «Гарсона №2» без уютного аккордеона Сергея Щуракова, но в этот раз песня ничуть не потеряла без него, ровно так же, как и «Северный Цвет» без дудука Гаспаряна. Судя по реакции публики, альбом «Навигатор» очень любим петербуржцами. Многие из присутствующих знали слова песен наизусть, что, честно говоря, не очень удивительно.
Весь зал счастливо подпевал. А те, кто молчал, очень внимательно смотрели на Бориса, будто пытаясь понять его и проникнуть в музыку всей душой. Борис на это сказал нечто про наши лица и про единение публики с Аквариумом. Очень умно сказано было, и настолько завернуто, что вспомнить фразу в точности практически невозможно.
На бис уже второй выход, после отчаянных криков «Борь-ка! Борь-ка!» – по многочисленным прсьбам публики были исполнены «Растаманы из Глубинки». Отлично запомнился сияющий (от радости) Боря, его радостный вопль: «А теперь бо-о-ольшой бо-о-ольшой звук, ликвидирующий крышу всему, что вокруг!..» и последующее ликование «всего, что вокруг». Ещё вспоминается какой-то китаец, радостно прыгающий в такт музыке. К тому же, в зале были не только петербуржцы, но и многие приехавшие на концерт издалека – как из России, так и из Германии. Также было много людей из «Аквариума ВНЕ».
Самый конец – «Максим Лесник» с громоподобными ударными и криками Бориса о том, как он «хотел стакан вина» и «Рыба», объявленная Борисом как «песня про птицу». Музыка уже воспринимается как одно целое с тобой и с окружающими тебя людьми. Ощущение счастья – полное.
После этого были ещё минут двадцать, в течении которых Борис, сняв с себя рубаху, демонстрируя своё замечательное пивное брюхо (а может, и не пивное вовсе, судя по спискам его любимых вин), то выходил, то уходил, раздавая автографы и пожимая руки желающим исцелиться…
После этого его, Борю, с букетами алых роз, вынесли на руках толпы поклонниц и поклонников. А Боря Рубекин и Шар остались – раздавать автографы и… Тащить аппарат. Рубекин героически претаскал почти всю аппаратуру из зала. Правда, некоторые поклонницы предложили ему свою помощь, и он милостиво согласился. Да, тяжела работа пианиста. Шар в это время стоял, окруженный девушками, и счастливо с ними болтал. В это же время можно было увидеть двух девушек, добросовестно сдирающих со стены календарь Аквариума, что в этом же клубе продавала работница магазина «Кайлас».
Вот, собственно, и всё. Скоро будет проявлена пленка – быть может, пару кадров вышло-таки, и будет ещё один ценный документ, а самое главное – память о концерте, прошедшем так удачно, легко и красиво.
Илья Богатырев
Примерный список песен:
01. Сидя на красивом холме
02. Я – Змея
03. Брод
04. Брат Никотин
05. Северный Цвет
06. Феечка
07. Человек Из Кемерово
08. Послезавтра
09. Диагностика Кармы
10. Туман над Янцзы
11. Пабло
12. Терапевт
13. Морской Конёк
14. Зимняя Роза
15. Жёлтая Луна
16. Рыба
17. Растаманы Из Глубинки
18. Навигатор
19. Гарсон №2
20. Максим лесник