Борис Гребенщиков — человек неординарный. Его нельзя с кем-то сравнивать, подгонять под общие мерки… Это личность — постоянно меняющаяся, экспериментирующая, ищущая. Не верите? Ознакомившись с ответами живой легенды русского рока, вы поймете, что так оно и есть.
— В последнее время вас не было видно на эстраде. Есть ли какие-нибудь причины?
— Причина проста: мы не имеем никакого отношения к эстраде. Я живу своей жизнью, эстрада — своей, и наши пути никогда не пересекаются. Тем паче эстрада наша не сегодня-завтра утонет, как «Титаник» — но мне от этого будет ни холодно, ни жарко.
— То есть вы принадлежите чему-то иному?
— Мы вообще ничему не принадлежим. Я есть я, и все! И никакой связи с тем, что происходит в Москве и ее эстрадных «колониях», мы не имеем.
— Актриса Окуневская назвала вас самым талантливым и интеллектуальным музыкантом и композитором. Вам, наверное, часто приходится слышать о себе такие приятные слова?
— Нет, не часто. Только от близких и любимых женщин. Если бы таких отзывов не было — я бы бросил все и остался бы прав.
— Вы, конечно же, негативно относитесь к современной музыке…
— А что такое современная музыка? Может, Алена Апина или Massive Attack? Музыка бывает правильная и… остальная. Одна делается ради любви, другая — ради денег.
— Согласны ли вы с тем, что большая часть вашего творчества — эксперимент?
— Скажу так: мне скучно все время делать одно и то же. И вы первый швырнете в меня камень, если я стану повторяться. Сидеть на одном месте — не интересно. Играй я что-то однообразное — давно бы завершил свою музыкальную карьеру.
— Расскажите о своей деятельности за рубежом.
— Она точно такая же, как и не за рубежом. Я просыпаюсь, ем, сплю (имеется в виду сами знаете что), люблю жизнь — вот и вся моя деятельность.
— Как вам эстонская публика?
— А разве есть эстонская или русская публика? Признаться, меня вообще не интересует, кто посещает мои концерты — в смысле национальностей. Люди пришли, им понравилось — отлично! Могу сказать, что за пределами России люди ведут себя как-то свободней, что мне очень нравится. И мне все время жалко россиян — на концертах милиция дышать не дает… Да вы не огорчайтесь — на Украине еще хуже!
— А что скажете об элементах буддизма в ваших текстах?
— Вопрос этот мне задают часто. Сразу скажу — вы заблуждаетесь. Найдете что-то буддийское — покажите мне. Многим просто хочется меня видеть таким восточным монахом — ну так это все глупости.
— Как вы относитесь к прессе?
— Никак! Мне абсолютно все равно, что там пишут про меня — «штамповка», которая попадает изредка в руки, скучна и противна. Я не собираю вырезки из газет и журналов о своей персоне.
— Кто из эстрадных певцов или певиц вам наиболее симпатичен или, наоборот, неприятен?
— Наиболее симпатичным человеком для меня является Николай II. Я говорю вполне серьезно. И вообще, наиболее симпатичные мне люди — давно мертвы. А антипатия — абсолютно ко всей сегодняшней эстраде. Не буду приводить конкретные примеры — боюсь, обижу остальных.
— Что скажете относительно тусовок?
— Для меня такого понятия, как «тусовка», не существует. Если имеете в виду рок-концерты или фестивали, то это для меня и есть тусовка. А на попсовые вечеринки я даже и не собираюсь.
— Даже если Алла Борисовна пришлет вам пригласительный билет?
— Алла Борисовна — умная женщина. Она никогда не станет делать такой глупости.
— А если все же…
— Откажусь вежливо. Там — не моя жизнь, я — не из того «котла».
И вот нас вновь посетил сам Б.Г. Два года прошло со дня его последнего приезда и двадцать два — с первого. «Аквариум» поднялся, в дорогих клубах выступает. Хотя, наверное, «Декольте» — не самое подходящее для них место. Концерт состоялся, но оценивать его сложно. Попробуйте оценить легендарную личность, исполнившую старые хиты.
Алексей Евхута, Газета «Молодежь Эстонии» 08.07.98
P.S. Благодарим организаторов за хорошо организованный концерт и пресс-конференцию (почему-то считается, что российские исполнители могут обойтись без оной).