14 декабря в ДК им.Циолковского состоялась встреча БОРИСА БОРИСОВИЧА ГРЕБЕНЩИКОВА со студентами института социального развития и религиоведения. Кто-то ожидал концерта, кто-то — лекции по религиозным и философским вопросам, а получился просто разговор, отрывки из которого мы и предлагаем нашему читателю.
— Почему Ваш новый диск называется «Лилит»? Что повлияло на выбор названия?
— Когда диск записывается, то о названии не думаешь. Я знаю по опыту. что оно приходит позже, когда пластинка уже готова. как ни один другой, этот диск вдохновлен женщиной и посвящен женщине, а что есть Лилит, как не принцип Женщины с большой буквы? Лилит — первая женщина Адама, женщина равноправная, женщина свободная, и изгнанная поэтому из священных писаний. Символ нового времени, нового века.
— Что для Вас творчество вообще?
— Я не уверен, что с моей стороны было 6ы разумно пытаться дать определение творчеству. Лично для меня это возможность немного увеличить красоту этого мира. Добавить в него красоты. Если у меня это получается, я радуюсь, как ребенок.
— Что ценного Вы почерпнули в странах Востока для своего творчества?
— Все экзотические термины я знал и до этого. Творчески это может отразиться, наверное, на глубоком уровне — когда песни становятся менее истеричными и более прямыми. Я считаю, что это — безусловный плюс. Еще Пушкин говорил, что чем выше вопрос, тем более простыми словами его нужно пояснять.
— «И торжество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». А какое порядок этих понятий для Вас?
— На первом месте жизнь, потому что без нее не будет ни творчества, ни слез, ни … На втором — любовь как метод подхода к миру, потому что без любви ко всему существующему жизнь невозможна. Дальше, естественно, вдохновение, вызванное первым и вторым понятиями. Ну, а торжество и слезы — это уже не самая обязательная часть. Торжествовать не обязательно, если есть вдохновение.
— Часто ли Вас просят объяснить смысл Ваших песен?
— Да, известный телекомментатор Дима Дибров как меня увидит, все время кричит: «Боря, о чем твои песни?» Смысл песен объяснить нельзя. Песня растет так же. как дерево. Сама по себе, не завися от сознательных идей по этому поводу. Сознание просто корректирует ее и наблюдает за тем, чтобы были правильно расставлены знаки препинания. Настоящая песня — явление самостоятельное, и, мне кажется, абсолютно живое. Живое вне всякой зависимости от меня. А если песня мне ясна до конца, я не могу ее петь. Если я не могу увидеть в словах новый смысл, относящийся к сегодняшнему дню, я считаю, что это плохая песня.
— Что будет с русским рок-н-роллом, будет ли его новый подъем?
— Мне не нравится русский рок-н-ролл, потому что в других странах, вне пределов России, Восточной Европы, рок-н-ролл — это что-то радостное, замечательное, идет от щедрости, от обилия. У нас, как правило, — занудное нытье на трех аккордах — какой я хороший, и как я плохо живу, и как мрачна жизнь, и как нас всех обманули… Я считаю, что это неправильный подход к жизни. Петь о6 этом — ниже собственного достоинства. Сначала научись чему-нибудь, а потом пытайся рассматривать жизнь. Поэтому русский рок-н-ролл мне кажется печальным ребенком невежества и зависти. Жаль — мне хотелось 6ы, чтобы у нас была своя музыка.
— Когда являешься кумиром для миллионов, не становишься ли кумиром для себя?
— В Библии сказано: не сотвори себе кумира. Нужно ко всем относиться равностно. Я не чувствую себя кумиром, поверьте мне. Если бы я начал чувствовать себя кумиром, я бы, наверное, сошел с ума, чего я делать не собираюсь. Гораздо удобнее, интереснее и плодотворнее чувствовать себя человеком.
Т.Бучина
Вечерний Киров №67 (72), 18 декабря 1997